Планограмма магазина : зонирование магазина, планировка магазина, как расставить оборудование в магазине правильно
Планограмма магазина (планировка магазина) должна обеспечивать максимальную пропускную способность и удобство для покупателя. Чтобы добиться высокого трафика и обеспечить покупателям комфортные условия нужно профессионально подойти к планировке торгового зала магазина. Разработка планировки магазина начинается с глобального зонирования, в ходе которого намечаются зоны:
- адаптации (вход в магазин и 3м от входа в торговых зал),
- зона обслуживания,
- зона складов и производства,
- зона кассового узла.
Что такое зона адаптации при планировке магазина? Какие товары размещать в зоне адаптации в магазине?
Научно доказано, что при входе в торговый зал человек испытывает рассеянность внимания. Это значит, что он Не готов совершать покупки, но стремительно впитывает информацию, по которой решает, идти ли дальше в торговый зал. Покупатель при входе в магазин начинает адаптироваться к новой среде. Ритейлеры, естественно, активно используют этот факт, когда разрабатывают планировку магазина.
Планограмма магазина (планировка магазина): как расставить торговое оборудование в зоне адаптации, приемы в планировке магазина:
- позаботьтесь о том, чтобы торговый зал хорошо просматривался с самого входа.
- позаботьтесь о том, чтобы торговый зал на входе и выходе (от дверей магазина обычно видно и кассовые узлы) магазин был тематически , актуально украшен и хорошо освещен.
- в зоне 3 метров от входа в торговый зал запрещено ставить высокое оборудование в центральной части помещения.
- в зоне 3 метров от входа разместите распродажу: поставьте паллеты, тумбы, яйеки с массивной выкладкой, украсьте их.
- в зоне 3 метров от входа в торговый зал рекомендуются следующие группы: сезонка, фруктовый развал (в продуктах), товары стоимостью менее величины среднего чека магазина.
- проходы в зоне входа должны быть шире, чем 1,5м.
- если зал имеет сложную геометрию, начинающуюся от входа, то при планировке магазина используйте паллеты для задания нужного Вам направления покупательского потока.
Как правильно расставлять торговое оборудование по периметру торгового помещения и в центральной его части?
В подавляющем большинстве продуктовых магазинов и промтоварных магазинах крупных форматов зона обслуживания делится на периметр и центральную зону. Изначально следует размещать самые выгодные для Вас группы по периметру. В центральную часть следует поставить целевые товарные группы. центральная часть крупных магазинов должна иметь центральную аллею, увеличивающую проникновение покупательских потоков в центральную часть магазина.
Кассовый узел, прикассовая зона при планировке мгаазина.
Это вторая импульсная зона в магазине. Здесь следует в обязательном порядке размещать распродажу дешевого товара (цена в половину меньше среднего чека). Позаботьтесь о том при планировании магазина, чтобы в прикассовом пространстве оставался проход шире 1,7 метра. Кассовый узел - ключ к пропускной способности магазина. Необходимо закупить при оснащении достаточное количество касс, а также предусмотреть оптимальные кассовые боксы.Количество кассовых мест обычно определяется общей площадью торгового зала. Общеизвестно, что один кассовый терминал рассчитан на 80-120 кв. метров площади продуктового магазина. В больших магазинах или в магазинах, где собирается большая очередь в кассы в часы-пик, наряду с основной кассовой линейкой хорошо иметь отдельную кассу или несколько касс для обслуживания покупателей с небольшим числом покупок.
В последине месяцы стало приняты при планировке мгазазина (в планограмму магазина) вводить 1 кассовый узел, выполняющий функцию операторского места. Он же является резервной кассой на "Случись что...". В этой же связи и сервер ставят прямо в зале где-то в холодной зоне в углу в защищенном ящике. Это экономия на площадях, как показывает практика, вполне себя оправдывающая.