Кто такие мерчендайзеры? В чем заключается работа мерчендайзера?
Что значит слово "Мерчендайзер" (или "Мерчандайзер" - другое произношение)? Это профессия, пришедшая к нам, как это часто бывает из США. Поэтому, чтобы понять, кто такие мерчендайзеры, обратимся к словарю английского. Слово "merchandise" переводится как "торговать" или как существительное "товар", а "merchandiser" - значит "продавец", тот кто продает товар.
Кто такие мерчендайзеры?
В западных странах мерчендайзеры - это высоко квалифицированные специалисты, которые создают в магазине самообслуживания 100% условий для того, чтобы товары хорошо продавались, а выручка торговой точки неуклонно росла. И это далеко не просто
У нас все, как можно догадаться, проще. Мерчендайзеры в России - это по сути РТЗ.
Их набирают как персонал низшего звена и дают самые базовые навыки, позволяющие выкладывать товар по схеме. Разработкой правил мерчендайзинга занимается преимущественно либо маркетолог, обучившийся мерчендайзингу на бизнес-курсах, либо кто-то из коммерческого отдела, либо бывший РТЗ после повышения и спецкурсов по мерчендайзингу. В России существует много хороших бизнес-курсов по мерчендайзингу и есть порядка 10-12 специалистов экспертного высокого уровня.
В чем заключается работа мерчендайзера в России?
Наши мерчендайзеры отвечают за непосредственное осуществление / поддержание выкладки по схеме, разработанной маркетологом-координатором. То есть их работа заключается просто в выкладке по стандартам.
Как работает мерчендайзер в России?
- Мерчендайзеры могут наниматься в штат непосредственно розничного предприятия - в этом случае они и будут по сути РТЗ. Так как ресурсы розничных предприятий с кризисом истощаются, то мерчендайзеры в штате почти не обучаются и качество выкладки остается средненьким.
- Мерчендайзеры могут состоять в штате мерчендайзингового агентства, которое обслуживает крупные сетевые и локальные розничные предприятия. Также часто обслуживаются и производители товаров. Примером такого агентства служит "Агентство сетевого мерчендайзинга" ("АСМ") - у них огромный штат мерчендайзеров, которых учат и контролируют, что повышает качество их труда.
- Мерчендайзеры нанимаются производителем. В этом случае мерчендайзеры нацелены на высокое качество выкладки только одного товара - того , что производит их работодатель. Их учат и контролируют более чем качественно. Работа мерчендайзера в этом случае полезна только производителю и часто вредно торговой точке, так как не учитыват внутреннюю синергию и лишена комплексного подхода. Плюс ребят-мерчей заставляют во что бы то ни стало добиться стандартной выкладки производителя, а это может приводит к противостоянию с менеджментом магазина.
Мы считаем, что для крупного торгового предприятия выгодно привлекать специализированные мерчендайзинговые агентства. Причина элементарная - они имеют достаточно ресурсов, сотрудников и Вы сможете воспользоваться вполе качественными услугами в этой сложной бизнес-сфере.
В чем именно заключается работа мерчендайзера?
- Мерчендайзер имеет график посещения торговых точек и обязан ему следовать
- Мерчендайзер получает стандартные планограммы для каждой точки. На планограмме уазано, сколько и какого именно товара надо выкладывать на определенное место на стеллаже.
- Далее идет сам процесс выкладки - физический труд.
- Затем дисплей фотографируется.
- Координатор проверяет работу команды мерчей.